Tesla Model S
Глядя на компанию Tesla, становится понятно почему их автомобиль получился совсем не похожим на другие. Компания названа в честь всемирно известного электротехника и физика Николы Теслы. Среди инвесторов компании — основатели Google Ларри Пейдж и Сергей Брин, один из основателей платежной системы PayPal Илон Маск и Джефри Сколл, основатель и президент компании eBay, Daimler AG. По большому счету автомобиль разрабатывался людьми, которые никогда не работали в этой сфере, людьми, которые пришли из мира It-технологий силиконовой долины. И подход был соответствующий. Tesla удалось практически невозможное. Они не просто сделали успешный электрокар, но еще и с изрядно спортивными нотками!
Молниеносный разгон на уровне автомобилей с мощным ДВС, эффективное торможение с рекуперацией, приличная управляемость — и все это при солидном запасе автономного хода около 400 км. Неудивительно, что продукция Tesla начала пользоваться огромной (по меркам электромобилей) популярностью сначала в США, а затем и в Европе. Например, Tesla Model S стала самой продаваемой машиной в Норвегии, во многом благодаря значительным льготам при покупке.
Основные характеристики:
• Тип кузова:пятидверный хэтчбек (5 мест).
• Снаряженная масса: 2108 кг.
• Двигатель: трехфазный асинхронный электродвигатель.
• Мощность: 416 л. с. при 5000–8600 об/мин.
• Крутящий момент: 600 Нм при 0–5100 об/мин.
• Батарея:литий-ионная, расположена в полу салона.
• Тип привода: задний.
• Трансмиссия: одноступенчатый редуктор.
• Передняя подвеска: пневматическая на двойных поперечных рычагах.
• Задняя подвеская: пневматическая, многорычажная
• Тормоза: дисковые вентилируемые (по кругу).
• Базовая размерность шин: 245/45 R19.
• Максимальная скорость: 210 км/ч (ограничено электроникой).
• Разгон 0–100 км/ч: 4,4 с.
• Средний расход электричества:23,8 кВт·ч/100 км.
• Максимальный запас хода: 502 км.
Tesla напоминает вовсе не американские, а, скорее, европейские марки. В пропорциях силуэта и боковых обводах угадывается что-то от Jaguar или Maserati, а может быть, и от Mazda — именно здесь работал ведущий дизайнер Франц фон Хольцхаузен перед тем, как перейти в Tesla. При прикосновении дверные ручки выдвигаются наружу, а потом автоматически прячутся обратно. Кстати, при приближении водителя машина его «узнаeт» и предупредительно выдвигает ручку. Конечно, тут нет никакого распознавания лица, всe дело в наличии радиомодуля в ключе зажигания. Кстати, для движения сам ключ никуда вставлять не нужно. Автомобиль заводится от нажатия педали тормоза. Несмотря на лeгкий алюминиевый корпус, отсутствие двигателя сгорания и КПП, масса машины переваливает за 2 т. Это из-за аккумулятора, располагающегося чуть ли не по всей длине днища. А электродвигатель находится между задними колeсами, так что у машины получилось два багажника: спереди на 150 л и сзади почти на 900. В заднем багажнике можно установить третий ряд сидений, для детей.
Технически Tesla Model S также соответствует своему внеш-нему виду. Мощный 416-сильный электромотор обеспечивает двухтонной машине упругое и эластичное ускорение в большом диапазоне скоростей. Машина берет бодрый старт с места и ускоряется от 0 до 100 км/ч за 4,4 секунды — такой динамике позавидуют многие спорткары. При этом запас хода для электрокаров рекордный: около 400 километров пробега в городских условиях. Это позволяет довольно свободно перемещаться по городским маршрутам, не слишком опасаясь остаться без заряда «на самом интересном месте».Благодаря аккумулятору (от 350 до 550 кг в зависимости от eмкости) автомобиль имеет очень низкий центр тяжести. В свою очередь, это позволило сделать довольно высокий изменяемый клиренс (от 15,5 до 20 см) без появления «вал-кости» и ухудшения управляемости. Кстати, у этой версии Tesla аккумулятор состоит примерно из 7000 «батареек», уложенных хитрым образом.
Салон у Model S выглядит очень непривычно. Отделка — исключительно кожа и карбон. Кнопок на торпеде всего две — аварийка и открывание бардачка, все остальное место занимает дисплей комбинации приборов и внушительный 17-дюймовый «планшет», в котором интегрированы все сервисные и развлекательные функции. Привычной ручки переключения передач нет. У Model S одноступенчатая автоматическая коробка. Так что переключать просто нечего. Разрешение у дисплея вполне достойное — 1080х1920. Через него можно управлять клиренсом, настраивать тормоза и рулевое управление, выводить навигационную информацию, управлять климатом в салоне и многими другими системами и параметрами. Даже дверка зарядного разъeма и люк в крыше управляются с помощью виртуальных кнопок и ползунков. В качестве операционной системы используется Ubuntu. Дисплей можно разделить на две части: в одной будут отображаться настройки автомобиля, в другой можно показывать пассажирам кино или вывести карту. Интересно, насколько удароустойчив дисплей? Хорошо, что автомобиль заводится не с дисплея. А то пришлось бы вызывать эвакуатор, если случайно разобьeтся этот 17-дюймовый телевизор. Кроме того, Model S умеет самостоятельно обновлять своe программное обеспечение через Wi-Fi. Можно также дистанционно включать обогрев или кондиционер через мобильное приложение. Автомобиль напичкан датчиками, определяющими состояние агрегатов и элементов конструкции. В случае аварии система отключает питание от аккумулятора. Шутка ли, взяться после столкновения рукой за корпус, находящийся под таким напряжением!
Вообще Model S официально признан одним из самых безопасных в мире автомобилей по результатам всевозможных краштестов. Даже отслеживается положение водителя, чтобы в нужный момент системы безопасности сработали оптимально. Всего в салоне размещено 8 подушек безопасности. Сейчас стать обладателем «машины из будущего» довольно просто. Главное — иметь в наличии больше 5 млн. рублей. Tesla Model S официально не продается в России, но по данным ГИБДД, только в Москве зарегистрировано более 80 машин, по состоянию на август 2014 года. Машины поставляются через «серых» дилеров, в России есть несколько компаний, серьезно занимающихся продажей электромобилей, а также обслуживанием и развитием инфраструктуры. А дальше возможны варианты: можно доверить посредникам доставку автомобиля из Европы/США или привезти самостоятельно. Поехать, выбрать, купить, пригнать, растаможить и наслаждаться всеми прелестями владения электрокаром в России. Но даже несмотря на отмену ввозных пошлин на этот класс автомобилей, все равно остается куча налогов, расходы на транспортировку и так далее. Поэтому стоимость автомобиля здесь вырастает в два раза. Добавьте к этому отсутствие сервисных мастерских (ближайшая находится в Австрии), невозможность застраховать автомобиль по КАСКО (по словам владельцев, это можно сделать только через лизинг на юридическое лицо) и трудности с зарядкой аккумулятора. Да и проблема с сервисом не должна стоять слишком остро по причине отсутствия в автомобиле ряда сложных узлов и агрегатов, вроде той же КПП. Также опытным путeм немногочисленные владельцы Model S выяснили, что к автомобилю подходят некоторые запчасти Jaguar.
Tesla постоянно сравнивают с iPhone в мире машин, но между ними все-таки есть очень кардинальные отличия. Кстати, недавно Илон Маск официально объявил, что технологиями Tesla может воспользоваться любой желающий — естественно, в добросовестных целях и все ради популяции электромобилей. Быть может, по совокупному качеству доводки она еще не дотягивает до признанных грандов, но давай-те вспомним, что компания Tesla еще очень молодая и уже смогла добиться впечатляющих результатов. Сможет ли электромобильная компания продолжить революцию и прославиться так же, как несравненный Никола? Время покажет, но пока что все складывается на редкость удачно.