Генри Форд.
«Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит».
«Кажется, все искали кратчайшей дороги к деньгам и при этом обходили самую прямую – ту, которая ведет через труд».
Генри Форд – это настоящий пример сбывшейся американской мечты, хотя скорее он является её создателем. Форд из простого человека сумел стать одним из самых богатых людей в мире.
Генри Форд родился 30 июля 1863 года в семье эмигрантов из Ирландии, в окрестностях Детройта, в поселке Спрингфилд штата Мичиган.Он был старшим из шести детей Уильяма и Мэри Форд, которые владели преуспевающим фермерским хозяйством. С детства Генри проявлял большой интерес к технике. В 12 лет он оборудовал небольшую мастерскую, где с увлечением проводил всё свободное время. Именно там через несколько лет он сконструировал свой первый паровой двигатель.
В 1879 году, когда Генри исполнилось 16 лет, он убежал из дома и уехал в Детройт, где устроился на работу помощником машиниста. Через три года Форд переехал в Дирборн и в течение пяти лет занимался конструированием и ремонтом паровых двигателей, подрабатывая время от времени на заводе в Детройте. В 1888 году он женился на Кларе Браент и в том же году занял должность управляющего на лесопильном заводе. В 1891 году Форд стал инженером компании Edison Illuminating (Электрической компании Эдисона), а через два года был назначен главным инженером.
«Я создам машину для всех – ее сделают из самых лучших материалов, самые лучшие специалисты по самым доступным чертежам, каждый человек, зарабатывающий деньги, сможет ее приобрести».
Однако больше всего Форда интересовали автомобили. Главной его целью было сконструировать автомобиль который будет доступен любому, но технологии того времени были трудоемкими, сложными и требовали больших временных затрат. Идея простого и доступного автомобиля попалав самую точку, именно это нужно было людям. Так появился Ford T, однако доступным он стал не сразу. Максимально упростив конструкцию, Форд создал 26 автомобилей ручной сборки, хотя он не смог существенно снизить цену, так как большая часть средств уходила на оплату труда квалифицированных рабочих и изготовление уникальных деталей. Было понятно, что необходимо использовать новые технологии производства и сборки автомобилей. Первым шагом к этому стала стандартизация всех компонентов автомобиля, что существенно сократило время подбора запчастей. Затем произошло внедрение конвейерной сборки, что было настоящим переворотом и прорывом в автомобильной промышленности. Это было настоящей «бомбой», отбросивщей всех конкурентов далеко назад. Какими бы качественными, красивыми, эксклюзивными не были их автомобили, возможность выпускать тысячу автомобилей в день перечеркивала все старания конкурентов.
«Вы можете получить «Форд-Т» любого цвета, при условии, что этот цвет будет черным».
FordT имел небывалый коммерческий успех, это был автомобиль, ничем не уступающий своим конкурентам, но стоил в разы дешевле. Стандартный FordT в 1909 г. стоил 850$, тогда как конкурирующие машины стоили примерно 2500$ . Однако Форд пошел дальше. В 1913 г. цена упала до 550$, а к 1915 г. цена составляла 440$. В 1914 г. выпускается 10-милионный FordT (в этот момент 10% всех автомобилей на земле были марки Ford). В том же году Форд принял одно из самых дальновидных решений в своей жизни. Он решил платить своим рабочим 5$ в день, это огромные деньги для рабочего даже по сегодняшним меркам, кроме того не курящие и не пьющие рабочие получали дополнительную прибавку. Рабочий день был уменьшен до 8 часов, это были фантастические условия труда. Люди со всей страны выстраивались в очередь на работу в Ford Motor Company. Таким образом, удалось переманить лучших специалистов у конкурентов, также была устранена текучесть кадров, а значит снижены затраты на обучение. Рабочие же получили возможность накопить и приобрести Ford T. К началу 1920х Форд оказывается на вершине мира, он продает машин больше, чем все конкуренты вместе взятые. В состав его бизнеса входят и другие отрасли, такие как рудники, шахты, электростанции, благодаря этому у компании было все необходимое для производства автомобилей. Компании принадлежали аэропорт, собственное издательство и даже киностудия.
Так Генри Форд посадил мир на колёса. Но этим история не заканчивается. Из года в год, выпуская одну единственную модель, он сосредоточил все свои силы на том, чтоб сделать ее максимально дешевой. Все предложения своих компаньонов модернизировать модель, улучшить ее внешний вид и технические параметры, в конце концов, создать хоть какоето разнообразие на рынке, Форд отметал как сущие глупости. Дело в том, что по наивности своей, предприниматель воспринимал автомобиль как средство передвижения, а не роскошь. Далеко не все были с ним согласны. В итоге, баснословное упорство и бескомпромиссность, ранее способствовавшие успеху, чуть не обернулись для Форда полным крахом.
«Независимо от того, считаете ли вы, что достигните успеха или же не достигните, вы все равно правы».
General Motors, находящаяся под контролем банкирского дома Зелигмана, а позже пороховых магнатов Дюпонов, энергично завоёвывала свое место под солнцем. В отличие от Форда, который предлагал покупателям машину любого цвета, если это был черный, в GM решили, что каждый хочет иметь хотя бы немного, но другую модель. Идея продавать небольшие индивидуальные опции за хорошие деньги оказалась весьма прибыльной. Кроме этого, General Motors раньше других автопроизводителей стала продавать свои машины в кредит, подорвав тем самым главное преимущество Форда – низкие цены.
«Поражение - это просто возможность начать сначала, и на этот раз – более разумно».
В 1927 продажи самого доступного автомобиля резко упали. Форду угрожало полное разорение. Но, к удивлению ожидавших гибели промышленного гиганта, ничего подобного не произошло. Приостановив на год производство и распустив большую часть рабочих, неутомимый изобретатель уже в 1928 подарил миру Ford А, модель, в несколько раз превосходящую все существующие. Вскоре на рынок попал и фордовский грузовик – Ford АА. Форд начал производить даже собственные пассажирские самолеты – Ford Trimotor, к слову, некоторое время это был единственный пассажирский самолет, чьи полёты были разрешены на территории США. Обеспечив стопроцентный успех и процветание своей компании, восьмидесятилетний Форд передал в 1945 году бразды правления своему внуку Генри Форду-ІІ и ушел на заслуженный отдых. А в 1947 великого предпринимателя не стало.
Агрессивное ведение бизнеса, разорение конкурентов, создание революционного продукта, прорывы на рынках, монополизация, город моторов Детройт, американская мечта – все это обрело форму благодаря Генри Форду. Форд сделал автомобильную промышленность такой, какой мы ее знаем сейчас.